Интересная Россия
Курсы валют на 28.04USD 91,78 -0,23EUR 98,03 -0,69
Адлер
+15°
туман
ветер 2 м/с, СВ
С днем победы!

История России: От нестабильности к кризисам в социалистических государствах

14:40, 06 декабря 2023

Осенью 1964 года Нитита Хрущев был отстранен от руководства в результате переворота, организованного бюрократическими неосталинистскими силами, недовольными ее методами руководства, которые были названы «безрассудными схемами». Новые кремлевские лидеры во главе с Л. Брежневым приняли решение восстановить идеологическое единство.

Это было воспринято всеми лидерами восточноевропейских коммунистов, кроме Румынии, с симпатией и интересом. Усиление китайско-советского конфликта и американская интервенция во Вьетнаме были использованы советской пропагандой для укрепления связей между коммунистическими партиями.

Советский Союз не понимал, что нужно отказаться от господства этих европейских стран, «заинтересованных, прежде всего, в Варшаве, Берлине, Праге, Будапеште».

СССР вступил в период застоя, названный в историографии и «брейнивистом», который длился почти 20 лет. Институциональная система, установленная Конституцией 1977 года, подчеркивала единство СССР.

Распределение власти, которое должно было осуществляться между людьми, государством и коммунистической партией, фактически было монополией коммунистической партии, в которой доминировала номенклатура. Леонид Брежнев прогрессивно навязывал себя фронту партии, поддерживая тонкий баланс между различными кланами партийного аппарата.

В течение этого времени экономика продолжала быть гиперцентрализованной и неработающей, за исключением военно-промышленного комплекса. Бюрократический аппарат стал очень многочисленным и неэффективным. Он превратился в привилегированную касту, в то время как уровень жизни ухудшался все больше и больше.

Советская экономика имела крайне неутешительный баланс. В промышленности экономический рост снижается с 7,4% в 1971 г. до 3,4% в 1979 г., в сельском хозяйстве СССР пришлось импортировать пшеницу из США (до 25 млн. Тонн в 1973-1980 гг.), И поставки населения становились затруднительными.

По статистическим показателям в качестве уровня жизни или здравоохранения СССР занял 60-е место в мире и во многих отношениях «находился на том же уровне, что и Буркина-Фасо, государство в Западной Африке».

Каждый советский лидер после Сталина стремился найти жизнеспособную формулу, чтобы держать СССР в состоянии сверхдержавы не только военного, но и экономического. Все они потерпели неудачу. Л. Брежнев разработал доктрину, в которой изложены принципы сотрудничества с социалистическими странами, в основном с восточным блоком.

Это оправдывает, в отсутствие международно-правовой базы, ввод войск на территории другого суверенного государства вопреки воле законного руководства соответствующего государства. Аргумент был упрощен: коллективная ответственность социалистических стран за судьбу коммунизма.

Суверенитет государств в концепции Брежнева и его последователей находился на втором плане. После краха «Пражской весны» Москва развернула ожесточенную кампанию по подавлению реформистских тенденций как в СССР, так и в странах Восточной Европы.

В связи с политическим и экономическим развитием в СССР лидеры социалистических государств теоретически определили «новый этап», на котором их страны вступили после 1970-х годов. Были разработаны планы строительства, за короткий период «развитого социализма» или «многосторонне развитого» и перехода к коммунизму.

Жизнь показала, что достижение этих целей при сохранении существующей системы было утопией. Монополия власти коммунистических партий была закреплена конституцией. Слияние партийного аппарата с государственным аппаратом, свобода действий политической полиции против любой формы политической оппозиции, решение социальных проблем на пути насилия и т. д.

Были элементами, которые характеризовали «социалистические общества». Однако были некоторые особенности. Реформы, начатые в конце 1960-х годов в Югославии, были закреплены в новой конституции, обнародованной 21 февраля 1974 года. Это обеспечило институциональную стабильность, но не излечило страну от двух связанных с ней и непокорных болезней: межрегионального неравенства и межэтнической напряженности.

После смерти Тито мусульманская проблема в Боснии и Герцеговине и особенно у албанцев в Косово заменила воинственность Хорватии как наиболее гибкое выражение хронической этнонациональной болезни Югославии.

В период с 1940-х по 1980-е годы доля мусульман в населении Боснии и Герцеговины увеличилась с примерно 30% до более 40%, остальные составляли сербы и хорваты в соотношении 2/1, но, что более важно, Мусульмане начали осознавать, что они являются отдельным образованием, которому нужен особый статус.

Самым серьезным вызовом югославской национальной политике стало новое освобождение косовских албанцев, которые не только расшатали тонкий межреспубликанский баланс федеральной системы, но и поставили под сомнение лозунг коммунистов о том, что экономический прогресс успокаивает этнонациональное недовольство.

После серьезных восстаний в ноябре 1968 года Белград принял решительные меры по улучшению экономической ситуации в Косово и продвижению албанских позиций власти. Эти меры ослабили напряженность примерно на десятилетие, и еще сильнее разразились весной 1981 года, когда федеральная армия нуждалась во вмешательстве для контроля над ситуацией.

Албанцы не просили отделения, а только провинцию, чтобы стать республикой, а не автономной провинцией. Была достигнута договоренность о том, что эта проблема, по-видимому, была решена лишь из-за изменений в демографическом отчете, в котором уровень рождаемости у албанцев был намного выше, чем у сербов, которые в упадке оставили свои косовские семьи, чтобы перебраться в центральную Сербию, «где их истории вызвали волны гнева». Эта нерешенная проблема будет

Польша во время «правления» Э. Герека вызовет всплеск иностранного и западного кредитования, без последствий для экономического развития страны. Практически огромные советские и западные займы, которые вливались в Польшу в течение 1970-х годов, были в значительной степени потрачены впустую, субсидируя «только оргию потребительства, коррупции и гипероптимизма, грандиозных, несогласованных и, следовательно, аберрантных инвестиций».

В период с 1975 по 1980 год государственный долг утроился с 7,4 млрд. Долларов США до более 21 млрд. Долларов США, а кредитная ставка в Польше близка к исчерпанию. Поздние усилия по сокращению внутренних ресурсов вызвали растерянность и разочарование, когда директора производительных подразделений оказались между центральными целями и неудовлетворенностью населения. Вся система имела тенденцию к анархии.

Комитет Защиты Рабочих (KOR) стал инициатором социального недовольства при поддержке Католической Церкви. Волна забастовок летом 1980 года принесла не только историческую победу гражданского общества над коммунистической партией, подписав соглашение между рабочими и правительством 31 августа, а также объявив конец коммунистической эры в Европе.

Лех Валенса, лидер бастующих в Гданьске, получил от руководства не только повышение заработной платы, но и законное право на забастовку, право создавать независимые профсоюзы, освобожденные от партийного контроля, освобождение политических заключенных и т. д. 6 сентября партия заменила Герека на С. Канию, который не смог смягчить ситуацию. Решением в течение нескольких лет была военная диктатура в масках с генералом Ярузельским во главе государства и партии.

Если экономический бум в Польше в 1970-х годах помог бросить вызов коммунистическому режиму со стороны населения Венгрии в том же десятилетии, то прогресс и восстановление экономики служили для стабилизации и повышения приемлемости коммунистического режима.

Кадар стремился добиться прагматического признания его правительства венгерским обществом, пути экономического и научного прогресса, отказывающегося настаивать на идеологической легитимности коммунистической системы. Логика Кадара привела к ряду реформ, которые не затронули руководящую роль партии, место и роль страны в коммунистическом блоке.

Он принял меры по децентрализации, рыночные инновации, адаптацию предприятий в духе приватизации и уступки в области гражданских свобод, которые дали Венгрии международное признание.

Болгария была единственной коммунистической страной в советском блоке, режим которой никогда не мог бросить вызов советской гегемонии или отклониться от марксистской догмы.

В 1971 году лидер болгарских коммунистов Т. Иванков чувствовал себя уверенно и достаточно уверенно, чтобы заменить так называемую Конституцию Димитрова декабря 1947 года новой, которая возвысила идеологический статус страны до уровня «социалистического государства», как однозначно определила коммунистическая партия. в качестве руководящего органа и привел его дружбу с СССР в качестве руководящего принципа.

29.03.1976 XI съезд Болгарской коммунистической партии. Первый секретарь Центрального комитета Болгарской коммунистической партии, председатель Государственного совета Народной Республики Болгария Тодор Живков. РИА Новости / РИА Новости

По этому случаю Т. Живков стал главой государства. В 1979 году болгарский лидер ввел имитацию нового венгерского экономического механизма, отдавая предпочтение частным крестьянским партиям и приглашая западные инвестиции, ранее отвергнутые с презрением.

Большой парадокс эволюции режима в Бухаресте после 1970-х годов заключался в том, что плохое управление внутренними делами Румынии очень сильно контрастировало с тем, как проводилась внешняя политика.

В начале 1970-х годов Н. Чаушеску пользовался уважением, которое международное сообщество оказало ему в 1968 году, и он использовал их в полной мере. Тот факт, что Румыния была политически полезна для Запада как «заноза» на «Московском побережье», заставил его сделать румынского лидера все более настойчивым судом.

Поучительным является политический жест президента Никсона, который посетит Румынию в августе 1969 года, а президент Чаушеску посетил США в октябре 1970 года. Последовал ряд экономических выгод. В 1971 году

Разочарование румын во внутренней политике было связано с «культурной мини-революцией», спровоцированной после визита лидера коммунистов в Северную Корею и Китай (1971 г.), и неудачей румынской экономики, оказавшейся не на ногах с точки зрения стратегий развития нефтяных шоков в середине лет. 70 и начало девяностых.

Непосредственное вмешательство Генерального секретаря в организацию и управление экономикой посредством периодических «рабочих визитов» привело к постоянной помощи экономической политики и практики, которая раздражала лидеров бизнеса и рабочих, оказывая воздействие, противоположное желаемому, и заканчивалась неэффективностью.

К этому было добавлено решение румынского президента «бросить вызов Западу в декабре 1982 года, заявив, что он выплатит внешний долг до 1990 года». Чтобы достичь этого, он ввел беспрецедентный режим жесткой экономии в истории коммунистических режимов Восточной Европы с картированием и рационализацией продовольствия и электричества.

Оппозиция мерам и неэффективность режима привели к серии забастовок в начале 1980-х годов. Шахтеры из семи металлургических шахт в районе Марамуреш, которые начали забастовку в сентябре 1983 года в знак протеста против нового закона о заработной плате. Три года спустя рабочие завода тяжелого машиностроения в Клуж-Напоке нанесли забастовку.

16 февраля 1987 года тысяча работников фабрики «Николина» в Яссах протестовали против снижения заработной платы. Существенные беспорядки были зарегистрированы в других областях страны. Коммунистический режим также вошел в Румынию на последней стадии.

Конец «маоистской эры» в Китае ознаменовался ожесточенной борьбой за власть между технократией, воплощенной Чжоу Эньлаем, а затем Дэн Сяопином, и экстремистской тенденцией, представленной «группой четырех».

Против Чжоу Эньлая и реформистского течения, которое управляло 10-м съездом партии в августе 1973 года, маоистские радикалы решили бороться с «течением». Победа Чжоу Эньлая материализовалась в четвертом Национальном народном собрании, воссоединенном в 1975 году, которое решает принять меры для «модернизации как сельского хозяйства, промышленности и национальной обороны, так и науки и техники таким образом, чтобы привести китайскую экономику к первой. место в мире «(9; 205).

Борьба за власть возобновилась в Китае после смерти Чжоу Эньлая в январе 1976 года. В 1978 году победил прагматичный Дэн Сяопин, и Китай вступил в эпоху глубоких экономических реформ, которые приведут страну к фундаментальным изменениям. Ряд марксистских принципов был заброшен, и постепенно открылись западные столицы и методы.

Эти прагматические реформы, такие как деколлективизация сельского хозяйства, в значительной степени подняли фундаментальный вопрос о социалистическом характере экономики. Это китайское общество, больше озабоченное модернизацией и материальным улучшением, чем идеология, оставалось официально социалистическим.

Политические реформы эпохи Дэн Сяопина были умеренными и ограничивались перестройкой административного аппарата страны с целью повышения его эффективности (1970 г.) и перебалансировкой отношений между государством и партией в 1982 г.



Нашли ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter.


Комментариев (0)
Добавить