Сегодня
Магнитная буря 9 августа 2025: эксперты рассказали, чего ждать и как уберечь здоровье
+28°
облачно с прояснениями ветер 7 м/с, Ю

Кризис в России набирает обороты: четырехдневка как сигнал тревоги

Вчера, 09:26 1-5 мин. 1
Кризис в России набирает обороты: четырехдневка как сигнал тревоги

Промышленность на тормозах: предприятия России массово сокращают рабочие недели.

Промышленный сектор России входит в зону турбулентности. Растущие экономические сложности, снижение спроса и конкурентное давление со стороны импорта вынуждают ключевые предприятия страны прибегать к непопулярным антикризисным мерам. В первую очередь речь идёт о массовом переходе на четырёхдневную рабочую неделю — шаге, который воспринимается как тревожный индикатор системных проблем в экономике.

Цемент под ударом: крупнейший производитель сокращает загрузку

Одним из последних сигналов кризиса стало заявление компании «Цемрос» — крупнейшего производителя цемента в России. С 1 октября предприятие переводит сотрудников на сокращённую рабочую неделю. Официальная причина — устойчивое падение спроса на цемент внутри страны.

Как отметили в компании, ситуация стала следствием общего спада в строительной отрасли, а также значительного роста объемов импортного цемента на внутреннем рынке. Иначе говоря, отечественные производители теряют позиции даже на своём поле. Решение, принятое 6 августа, уже доведено до сотрудников.

Автопром в кризисе: КамАЗ, ГАЗ и АвтоВАЗ сокращают графики

Ещё раньше о переходе на укороченную неделю объявили крупнейшие игроки автомобильной промышленности. Так, ПАО «КамАЗ» с 25 июля перевёл на четырёхдневку подразделения, не загруженные производственными заказами. Компания объяснила это отсутствием перспектив роста и избыточными запасами импортной техники на складах, которые мешают реализовывать продукцию.

Показатели рынка подтверждают эти тревоги. За первое полугодие 2025 года объёмы продаж грузовой техники в России рухнули почти на 60%.

АвтоВАЗ также под давлением. В компании говорят о высокой ключевой ставке, которая делает автокредиты недоступными для широкого круга потребителей, а также об «обилии импорта». На фоне снижения продаж это делает производство малорентабельным.

ГАЗ, в свою очередь, демонстрирует тревожную статистику:

  • падение продаж среднетоннажных грузовиков — на 40%,
  • легковых автомобилей — на 30%,
  • автобусов — на 60%.

Последствия не заставили себя ждать: на четырехдневный режим перешли ПАЗ, «Автодизель» (ЯМЗ) и завод дизельной аппаратуры в Ярославле.

Машиностроение и металлургия: сигнал бедствия

Проблемы в автопроме оказались лишь частью общей картины. Как стало известно из письма вице-спикера Госдумы Виктории Абрамченко, ещё в мае тревогу забили по поводу работы «Ростсельмаша», одного из крупнейших производителей сельхозтехники.

На этом фоне Челябинский тракторный завод рассматривает вариант перевода сотрудников на четырёхдневку — как и Петербургский тракторный завод. Причина — «ослабление рынка машиностроительной отрасли».

Сентябрь принесёт аналогичные изменения на Челябинском электрометаллургическом комбинате, ещё одном промышленном гиганте, решившем сократить загрузку персонала.

Причины и последствия: анализ экспертов

Среди ключевых факторов спада аналитики называют:

  • Общее замедление инвестиционной активности в строительстве, инфраструктурных проектах и машиностроении.
  • Высокую ключевую ставку ЦБ РФ, делающую кредитование производства и покупку техники менее доступными.
  • Рост импорта в сегментах, где ранее доминировали отечественные производители.
  • Снижение госзаказов и заморозку ряда крупных инфраструктурных программ.

Экономисты предупреждают: переход на четырёхдневную рабочую неделю — это не просто временное решение, а показатель структурных проблем, которые накапливаются в экономике. Если тенденция продолжится, это может отразиться не только на доходах работников, но и на налоговых поступлениях, инвестиционной активности и уровне занятости.

Вопросы без ответов

На фоне этих тревожных сигналов пока не озвучено каких-либо мер государственной поддержки для предприятий, оказавшихся в кризисной ситуации. Возникает закономерный вопрос: последуют ли за сокращением рабочей недели массовые увольнения и заморозка зарплат?

Ранее эксперты уже поднимали вопрос о необходимости системной поддержки отечественной промышленности, особенно в условиях санкционного давления и высокой конкуренции с азиатскими производителями. Однако конкретных решений пока не последовало.

0 комментариев