Кризис в России набирает обороты: четырехдневка как сигнал тревоги

Промышленность на тормозах: предприятия России массово сокращают рабочие недели.
Промышленный сектор России входит в зону турбулентности. Растущие экономические сложности, снижение спроса и конкурентное давление со стороны импорта вынуждают ключевые предприятия страны прибегать к непопулярным антикризисным мерам. В первую очередь речь идёт о массовом переходе на четырёхдневную рабочую неделю — шаге, который воспринимается как тревожный индикатор системных проблем в экономике.
Цемент под ударом: крупнейший производитель сокращает загрузку
Одним из последних сигналов кризиса стало заявление компании «Цемрос» — крупнейшего производителя цемента в России. С 1 октября предприятие переводит сотрудников на сокращённую рабочую неделю. Официальная причина — устойчивое падение спроса на цемент внутри страны.
Как отметили в компании, ситуация стала следствием общего спада в строительной отрасли, а также значительного роста объемов импортного цемента на внутреннем рынке. Иначе говоря, отечественные производители теряют позиции даже на своём поле. Решение, принятое 6 августа, уже доведено до сотрудников.
Автопром в кризисе: КамАЗ, ГАЗ и АвтоВАЗ сокращают графики
Ещё раньше о переходе на укороченную неделю объявили крупнейшие игроки автомобильной промышленности. Так, ПАО «КамАЗ» с 25 июля перевёл на четырёхдневку подразделения, не загруженные производственными заказами. Компания объяснила это отсутствием перспектив роста и избыточными запасами импортной техники на складах, которые мешают реализовывать продукцию.
Показатели рынка подтверждают эти тревоги. За первое полугодие 2025 года объёмы продаж грузовой техники в России рухнули почти на 60%.
АвтоВАЗ также под давлением. В компании говорят о высокой ключевой ставке, которая делает автокредиты недоступными для широкого круга потребителей, а также об «обилии импорта». На фоне снижения продаж это делает производство малорентабельным.
ГАЗ, в свою очередь, демонстрирует тревожную статистику:
- падение продаж среднетоннажных грузовиков — на 40%,
- легковых автомобилей — на 30%,
- автобусов — на 60%.
Последствия не заставили себя ждать: на четырехдневный режим перешли ПАЗ, «Автодизель» (ЯМЗ) и завод дизельной аппаратуры в Ярославле.
Машиностроение и металлургия: сигнал бедствия
Проблемы в автопроме оказались лишь частью общей картины. Как стало известно из письма вице-спикера Госдумы Виктории Абрамченко, ещё в мае тревогу забили по поводу работы «Ростсельмаша», одного из крупнейших производителей сельхозтехники.
На этом фоне Челябинский тракторный завод рассматривает вариант перевода сотрудников на четырёхдневку — как и Петербургский тракторный завод. Причина — «ослабление рынка машиностроительной отрасли».
Сентябрь принесёт аналогичные изменения на Челябинском электрометаллургическом комбинате, ещё одном промышленном гиганте, решившем сократить загрузку персонала.
Причины и последствия: анализ экспертов
Среди ключевых факторов спада аналитики называют:
- Общее замедление инвестиционной активности в строительстве, инфраструктурных проектах и машиностроении.
- Высокую ключевую ставку ЦБ РФ, делающую кредитование производства и покупку техники менее доступными.
- Рост импорта в сегментах, где ранее доминировали отечественные производители.
- Снижение госзаказов и заморозку ряда крупных инфраструктурных программ.
Экономисты предупреждают: переход на четырёхдневную рабочую неделю — это не просто временное решение, а показатель структурных проблем, которые накапливаются в экономике. Если тенденция продолжится, это может отразиться не только на доходах работников, но и на налоговых поступлениях, инвестиционной активности и уровне занятости.
Вопросы без ответов
На фоне этих тревожных сигналов пока не озвучено каких-либо мер государственной поддержки для предприятий, оказавшихся в кризисной ситуации. Возникает закономерный вопрос: последуют ли за сокращением рабочей недели массовые увольнения и заморозка зарплат?
Ранее эксперты уже поднимали вопрос о необходимости системной поддержки отечественной промышленности, особенно в условиях санкционного давления и высокой конкуренции с азиатскими производителями. Однако конкретных решений пока не последовало.