С 1 декабря в России действуют новые правила утильсбора: к чему готовиться водителям?
С 1 декабря 2025 года в России вступили в силу обновленные правила расчета утилизационного сбора. Изменения, направленные на поддержку отечественного автопрома, затронут стоимость большинства импортируемых машин. Эксперты рынка и дилеры предупреждают о неизбежном росте цен, который может исчисляться миллионами рублей для отдельных категорий транспорта.
Сетевое издание «Интересная Россия» разбиралось, кого коснутся новые тарифы и как отреагирует рынок.
Суть изменений: мощность решает всё
Ключевым фактором в новой методике расчета стала мощность двигателя. Согласно утвержденным правилам, льготный коэффициент сохраняется только для одной категории импортеров — физических лиц, ввозящих автомобили с объемом двигателя до 160 лошадиных сил для личного пользования.
Для всех остальных случаев вводятся более жесткие условия:
- На автомобили мощностью свыше 160 л.с., а также на электромобили и гибриды теперь распространяются коммерческие тарифы.
- Для гибридных и электрических моделей сумма сбора будет рассчитываться исходя из суммарной мощности всех силовых установок, что кратно увеличивает налоговую нагрузку.
Прогнозы дилеров: от сотен тысяч до миллионов
Аналитики автомобильного рынка единогласно прогнозируют рост цен во всех сегментах, однако масштаб подорожания зависит от типа автомобиля.
По данным компании «Авилон», стоимость мощных импортных моделей вырастет в среднем на 800 тысяч рублей. Еще более пессимистичный прогноз дают в «Автодоме»: цены на популярные гибридные автомобили, такие как Li Auto и Aito Seres, могут подскочить сразу на несколько миллионов рублей.
В компании «Рольф» ожидают коррекцию цен в диапазоне от 120 до 250 тысяч рублей в зависимости от конкретной модели.
Эксперт Михаил Плотников («Мотор-Плейс») отмечает, что подорожание затронет даже бюджетный сегмент. По его оценкам, стоимость автомобилей мощностью до 160 л.с. к 2025 году увеличится на 5–10%. С ним солидарен и Сергей Целиков из агентства «Автостат», подтверждающий, что рост цен будет повсеместным.
Позиция властей и реакция рынка
В правительстве уверены, что рядового автовладельца реформа затронет минимально. Первый вице-премьер РФ Денис Мантуров подчеркнул, что нововведения повлияют преимущественно на динамику «параллельного» импорта.
По его словам, отечественные автомобили, составляющие более 80% автопарка страны, практически не изменятся в цене.
Крупные дилерские сети, несмотря на турбулентность, не планируют сокращать ассортимент. И «Рольф», и «Авилон» заявили о намерении сохранить в продаже как бюджетные, так и мощные премиальные модели, корректируя стратегию закупок в зависимости от реального покупательского спроса.
