Когда закончится СВО: переговорный процесс по Украине вступает в решающую фазу

Москва назвала главное препятствие для саммита Путин-Зеленский.
Тема завершения конфликта на Украине продолжает оставаться в центре международного внимания. Несмотря на ожесточённые боевые действия на линии фронта и геополитические противоречия, последние недели отмечены заметной активизацией дипломатических усилий. В их эпицентре — США, Россия, Украина, а также Беларусь и Турция, каждая из которых играет свою роль в возможной архитектуре будущего мира.
Путин готов к переговорам, но при наличии повестки
Министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью телеканалу NBC News подтвердил: президент Владимир Путин открыт для встречи с Владимиром Зеленским, однако подчеркнул, что «на данный момент повестка для саммита отсутствует».
По словам Лаврова, Россия проявила гибкость по ряду пунктов, предложенных Дональдом Трампом после переговоров в Анкоридже, но в ответ со стороны Киева прозвучал отказ:
Таким образом, Москва готова к переговорам, но не видит партнёрской готовности у Киева.
Трамп: Мир возможен — на условиях России
Бывший и потенциальный будущий президент США Дональд Трамп, по данным Politico, активно участвует в подготовке к возможному саммиту. При этом он, по информации американских источников, придерживается чёткой позиции:
В то же время Трамп исключил своё личное участие в потенциальной встрече Путина и Зеленского, предпочитая выступать в роли организатора, а не непосредственного медиатора.
Позиция Киева: двойственная риторика и обвинения
Официальный Киев, в лице Владимира Зеленского, по-прежнему заявляет о готовности к переговорам, но сопровождает это целым рядом условий и обвинений в адрес Москвы. По его словам, Россия якобы делает всё, чтобы встреча не состоялась.
Зеленский выразил желание встретиться с Путиным только в присутствии Трампа и даже предложил обсудить «дату и место встречи». При этом ранее он отклонил приглашение приехать в Москву, а также продолжает продвигать идею международных гарантий безопасности для Украины, в числе которых фигурирует и Турция.
Турция, НАТО и «гарантии после огня»
На фоне дипломатических манёвров в западной коалиции обсуждается вопрос о двухуровневой системе гарантий безопасности для Украины. Об этом заявил премьер-министр Нидерландов Марк Рютте. Первый уровень — это укрепление армии Украины, второй — гарантии со стороны западных союзников.
Однако, по признанию самого Рютте, решение об отправке войск европейских стран в Украину после возможного прекращения огня ещё не принято. Это свидетельствует о высокой степени неопределённости в плане послевоенного устройства украинского государства.
Лукашенко: «Стороны как никогда близки к миру»
Знаковым заявлением стала последняя пресс-конференция президента Белоруссии Александра Лукашенко. Он заявил, что конфликт на Украине «как никогда близок к завершению», и предложил реалистичный сценарий первого шага — воздушное перемирие:
Президент Белоруссии также сообщил, что среди возможных мест для проведения саммита Россия—США рассматривались Рим, Женева, Турция, Эмираты. Однако по итогу выбор пал на Аляску — по предложению американской стороны.
Курьёзный эпизод с Трампом: «враги вмешались в разговор»
Лукашенко также поделился деталями своего первого за 31 год большого разговора с американским президентом. По его словам, во время телефонной беседы с Дональдом Трампом связь неожиданно прервалась. После восстановления разговора Лукашенко с юмором заметил:
Этот эпизод, хотя и носит анекдотичный характер, подчёркивает закулисную динамику контактов и уровень вовлечённости Белоруссии в переговорный процесс.
Мир на горизонте, но препятствий ещё много
Судя по заявлениям ключевых игроков, дипломатическое окно возможностей постепенно приоткрывается. Однако по-прежнему отсутствуют согласованные формулы урегулирования, особенно по таким чувствительным вопросам, как территориальная целостность Украины, статус русского языка, гарантии безопасности и участие НАТО.
Переговорный трек требует не только политической воли, но и здравого смысла — со всех сторон. И пока Киев отказывается от компромиссов, Москва сохраняет сдержанную позицию: открытость к диалогу, но не ценой отказа от ключевых принципов.
Вывод: компромисс возможен, но не без жертв
На фоне изнуряющего конфликта и растущей усталости обществ, как в России, так и на Западе, идея мирного урегулирования постепенно набирает политический вес. При этом очевидно: будущее соглашение, если оно состоится, будет выстраиваться с прицелом на долгосрочные интересы, в первую очередь — России.
Переговорный процесс продолжается, и пока стороны ищут форму и содержание возможного компромисса, каждый день остаётся на вес золота — и для военнослужащих, и для миллионов граждан, ждущих мира.
🔗 Ранее «Интересная Россия» писала что Россия готова к миру, но помнит, кто начал первым: заявление Путина о войне, США и новых горизонтах сотрудничества.