Сегодня
Объявят ли новую мобилизацию в России: вторая волна мобилизации в 2025 году, что известно на 7 ноября
+16°
пасмурно ветер 6 м/с, ЮВ

В России вводят автоматическое аннулирование прав: кто попадет под новые правила

Вчера, 13:00 1-5 мин. 1
В России вводят автоматическое аннулирование прав: кто попадет под новые правила

С марта 2027 года в России вступает в силу новая система контроля за состоянием здоровья автомобилистов, в рамках которой водительские удостоверения смогут аннулировать автоматически. Речь идёт о механизме, закреплённом законом, принятым летом 2025 года, и направленном на усиление безопасности дорожного движения. Подробности свежих правил разъяснили автоэксперты и представители профильных ведомств.

Как будет работать система

Суть нововведения заключается в том, что при выявлении у водителя медицинских противопоказаний к управлению транспортом — вне зависимости от того, обращался он в поликлинику по собственной инициативе или проходил плановый осмотр — данные автоматически поступят в специальный реестр. Информационная база, доступная сотрудникам ГАИ, станет одним из ключевых инструментов новой системы. В ней не будет указано конкретное заболевание, однако сам факт обнаруженных ограничений станет основанием для направления гражданина на внеочередное медосвидетельствование.

По словам автоюриста Михаила Никитина, водителю предоставят три месяца для прохождения комиссии. Если процедура не будет завершена в срок, права аннулируются автоматически, без суда и дополнительных уведомлений. Как отмечает издание AutoNews, это позволит оперативно ограничивать доступ к управлению автомобилем лицам, представляющим потенциальную опасность для дорожного движения.

Глава комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Леонов сообщил, что ключевым условием работы новой системы станет объединение баз данных медицинских учреждений и МВД. По его оценке, интеграция будет завершена весной 2027 года. Такой подход позволит автоматически отслеживать случаи выявления заболеваний или состояний, несовместимых с вождением.

Вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр уточнил, что решение будет приниматься во внесудебном порядке, включая ситуации, связанные с употреблением запрещённых веществ. Это, по мнению эксперта, позволит быстрее устранять риски для всех участников дорожного движения.

Лекарства, из-за которых можно лишиться прав

Отдельное внимание уделено влиянию лекарственных препаратов. Сейчас формируется перечень медикаментов, приём которых может стать основанием для временного запрета на управление автомобилем. Речь идёт о седативных и снотворных средствах, препаратах, снижающих концентрацию внимания, а также медикаментах, способных вызывать состояние, аналогичное алкогольному опьянению.

Автоэксперт Александр Шумский отмечает, что в список могут войти и популярные препараты от простуды или обезболивающие. Это не новшество: ещё в 2024 году Минздрав представлял проект списка из более чем 200 наименований.

Фактически «лекарственное опьянение» будет приравнено к алкогольному, что потребует от водителей повышенной ответственности при выборе медикаментов.

Несмотря на очевидную направленность реформы на повышение безопасности, эксперты указывают на ряд потенциальных проблем. Ян Хайцеэр считает, что отсутствие норм, регулирующих дозировку и сроки запрета на вождение, может создать благодатную почву для судебных споров и административных злоупотреблений.

Заместитель председателя правления Национального антинаркотического союза Алина Рудакова подчёркивает важность системы для выявления заболеваний на ранней стадии, но при этом выражает опасения относительно возможной стигматизации граждан. По её словам, после выздоровления водителям может быть непросто вернуть права, даже если противопоказания утратили силу.

Не обошлось и без упоминания проблемы поддельных медицинских справок. Президент НАС Антон Шапарин убеждён, что эффективность новой системы будет ограниченной, пока государству не удастся полностью исключить рынок фальсифицированных меддокументов.

Что это означает для водителей

Переход к автоматизированной модели контроля фактически меняет подход к безопасности на дорогах. Водителям придётся внимательнее относиться к своему здоровью, регулярности проверок и даже выбору лекарственных средств. По мнению специалистов, первые годы работы системы станут периодом адаптации, когда возможны как уточнения нормативной базы, так и совершенствование технических механизмов.

Но одно ясно уже сейчас: игнорировать медицинские требования будет невозможно. Качество управления автомобилем напрямую связано с безопасностью, и государство намерено выстроить единую систему контроля, исключающую человеческий фактор.

0 комментариев