Сегодня
Вторая волна мобилизации в России: миф или неизбежность? Что известно на 13 октября 2025 года
+14°
небольшой проливной дождь ветер 2 м/с, СВ

Вторая волна мобилизации в России: миф или неизбежность? Что известно на 13 октября 2025 года

Сегодня, 08:49 1-5 мин. 1
Вторая волна мобилизации в России: миф или неизбежность? Что известно на 13 октября 2025 года

К третьей годовщине объявления частичной мобилизации в России информационное поле вновь всколыхнули разговоры о возможном втором этапе призыва. На протяжении последних лет подобные сообщения регулярно появлялись в западных и украинских СМИ, преследуя цель посеять панику.

Однако сегодня ситуация иная: о необходимости пополнения рядов заговорили российские военные корреспонденты, волонтёры и эксперты, ссылаясь на реальную, а не парадную обстановку на линии боевого соприкосновения.

На фоне официальных заявлений о достаточном количестве добровольцев, голоса с передовой всё громче говорят о критической усталости тех, кто находится "за ленточкой" с 2022 года.

"Сотни тысяч мужиков просто устали", — эта фраза одного из военкоров точно описывает главную причину возобновившейся дискуссии.

Редакция "Интересной России" проанализировала мнения и факты, чтобы понять, насколько реальна перспектива новой волны мобилизации.

"Люди сгорают": Аргументы "за" с передовой

Основной довод в пользу необходимости пополнения армии — колоссальное физическое и моральное истощение личного состава. Бойцы, призванные осенью 2022 года, и контрактники, чей срок службы фактически стал бессрочным, находятся на фронте уже несколько лет. Ротации, если и проводятся, не носят массового характера, способного дать полноценный отдых частям, выведенным из самых горячих точек.

"На войне люди сгорают гораздо быстрее, чем просто "на службе", хоть бы и семь лет. 3 года на войне — это целая вечность, — пишет координатор добровольческого движения Юрий Староверов. — Мы отправили людей в ад без обратного билета".

Эту точку зрения разделяют многие военкоры, отмечая, что если в 2023 году, даже в ходе тяжелейших штурмов, такого массового запроса на отдых не было, то к концу 2025-го ситуация изменилась. Усталость накапливается, и это напрямую влияет на боеспособность.

Более того, эксперты указывают на потенциальное расширение театра военных действий. Так, доктор военных наук Константин Сивков считает, что в случае открытия нового фронта, сопоставимого по масштабам с украинским, "придётся провести дополнительную мобилизацию ещё около миллиона человек".

Три нерешённых вопроса: Подготовка, Оснащение, Командование

Несмотря на острую потребность в свежих силах, эксперты и военкоры задают ряд крайне неудобных, но справедливых вопросов, которые ставят под сомнение эффективность возможной мобилизации "здесь и сейчас".

1. Система подготовки. По общему мнению, в России до сих пор отсутствует полноценный курс базовой общевойсковой подготовки для пехоты, аналогичный программам противника. "Наши учебные курсы можно соотнести только с дополнительной двухнедельной программой адаптации", — отмечает военкор Святослав Голиков. Если призыв будет проходить в авральном режиме, есть риск, что массы новобранцев либо не получат должной подготовки, либо существующая учебная инфраструктура не справится с нагрузкой. Результатом может стать "каша в головах и физический перегруз, вплоть до состояния небоеготовности с сорванными позвоночниками".

2. Материально-техническое обеспечение. Готово ли государство полностью обеспечить гипотетический миллион новых бойцов? Военный волонтёр с позывным "Пионер" подчёркивает, что снабжение армии во многом до сих пор держится на "срочносборщиках" — волонтёрах, поставляющих на фронт дроны, автомобили, средства РЭБ, тепловизоры и многое другое.

Особенно остро стоит вопрос с современными технологиями. Сообщения с мест о нехватке FPV-дронов или "Мавиков" вступают в противоречие с официальной позицией. "Будут ли наконец действия этих новых пехотных масс обеспечены полноценной разведывательно-ударной поддержкой с малого воздуха, если для действующего контингента критически не хватает дронов тактического уровня?" — задаётся риторическим вопросом Голиков.

3. Качество командования и тактика. Одна из главных опасностей, по мнению аналитиков, заключается в том, как именно будут использовать новые пополнения. Есть два сценария: формирование новых соединений или вливание в уже действующие части. В первом случае есть риск получить "ущербные лёгкопехотные формирования" из-за нехватки опытных командиров и техники. Во втором, возможно, ещё худшем сценарии, новобранцы могут попасть к командирам, "у которых уже сформирована устойчивая практика бесхитростного ведения боевых действий "мясом".

Официальная позиция и косвенные сигналы

На фоне этих тревожных дискуссий официальная позиция Кремля остаётся неизменной. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков регулярно заявляет, что "добровольческий ресурс достаточно высокий, и он позволяет нашим вооружённым силам соответствующим образом комплектовать все воинские соединения".

Вторит этому и недавняя инициатива Министерства обороны. Ведомство разработало проект, расширяющий с 26 до 35 перечень заболеваний, с которыми ограниченно годные к службе не могут заключить контракт при мобилизации. Логика проста: если бы на фронте была катастрофическая нехватка людей, требования к здоровью, скорее всего, смягчали бы, а не ужесточали.

Итак, на 13 октября 2025 года ситуация выглядит следующим образом: официального объявления о второй волне мобилизации нет, и власти настаивают на её отсутствии. Однако разрыв между заявлениями официальных лиц и реальностью, описываемой людьми с передовой, становится всё более заметным.

Потребность в ротации и пополнении для уставших частей объективно существует. Но для того, чтобы новая мобилизация стала реальным усилением армии, а не источником новых проблем, необходимо решить фундаментальные вопросы подготовки, снабжения и эффективного применения личного состава.

Пока ответы на эти вопросы не найдены, любая волна мобилизации рискует не оправдать возложенных на неё надежд. Общество и армия ждут не просто заверений, а конкретных действий, которые покажут, что уроки прошлых лет были усвоены.

1 комментариев


  1. А что на Украине??? Под крылом стервятницы Ленки Зеленской по "незалежной" создаётся сеть особых домов для детей возрастом от 13 лет, воспитанием детей занимаются психологи неонацистской идеологии. Строятся дома из расчёта, не менее 10 кв. м. на одного ребёнка. Проживают по два человека в комнате. О месте расположения домов информация ограничена, вывески отсутствуют, располагаются вблизи развязок дорог. В домах имеются бомбоубежища, приглашаются для проживания и дети-инвалиды. Так террористический кровавый режим готовит провокаторов, убийц-сатанистов. Пора России Выводы делать. Беда не за горою. Знайте да меры защиты принимайте! Промедление - путь к смуте!