Советский шаттл “Буран”: как был создан и закрыт самый грандиозный космический проект

Шаттл “Буран” – один из самых масштабных космических проектов советского времени. Над его разработкой на протяжении 8 лет билась целая команда профессионалов, работавших без выходных. Проект удался на славу. Но почему его закрыли сразу после первого запуска и больше никогда не эксплуатировали?

Большой советский проект по созданию и запуску орбитального космического корабля “Буран” мог бы решать много целевых задач. Но запуск был всего, хотя его технические характеристики были рассчитаны как минимум на сотню запусков. Единственный полет этого шаттла стал сенсацией.

Как был создан и запущен космический корабль “Буран”

Отечественный “Буран” называли феноменом космического кораблестроения того времени. По техническим показателям ему не было равных. Он был создан в ответ на американский корабль “Спейс Шаттл”. Советское руководство и специалисты космической отрасли считали своим долгом превзойти США. И они смогли это сделать: “Буран” стал самым современным и многозадачным космическим кораблем тех годов.

До создания “Бурана” СССР отставал в космических разработках от США на целых 15 лет. Американская сторона не скрывала того, что она ведет разработку мощного шаттла. Узнав об этом, советское правительство приказало создать еще более мощный аппарат. Однако “Буран” превзошел все существующие на то время шаттлы.

Самый большой космический корабль СССР был создан на машиностроительном заводе в г. Тушино. Над проектом трудились лучшие специалисты космической промышленности и свыше 1 тыс. национальных предприятий. На этот проект Советский Союз потратил колоссальные по тем временам средства — порядка 15 млрд. рублей.

Проект создания корабля “Буран” был готов еще в 1973 г. Его первый и единственный полет был осуществлен в 1988 г. Он длился 205 минут и сразу же был назван сенсационным, так как прошел более, чем удачно при том, что шаттл был буквально начинен суперсовременными характеристиками.

Советский шаттл “Буран”: как был создан и закрыт самый грандиозный космический проект

Так, у него была возможность беспилотной посадки, большая точность приземления, он мог производить горизонтальные летные испытания, а бока ракеты перевозились на специальном воздушном судне. Почему же при всех достоинствам, этот грандиозный проект закрыли после первого запуска?

Из-за чего “Буран” больше не использовали

Величественный полет знаменитого шаттла стал единственным. Тотчас после запуска проект был закрыт. По словам специалистов, которые работали над его созданием, 15 млрд. рублей были выброшены на ветер. Что же стало тому причиной?

Как говорят эксперты, основная причина была в том, что у Союза просто не было необходимости в таком военном объекте, каким был “Буран”. Он был создан во время знаменитой гонки вооружений в самый разгар холодной войны и предназначался только для военных нужд. Шаттл не мог применяться в гражданских летных программах. После потепления отношений СССР и США такой корабль стал не нужен.

Еще одной причиной закрытия проекта стало слишком дорогое обслуживание и содержание. Во время позднего союза уже не было необходимости в таких огромных тратах. Так как у шаттла была слишком дорогая и сложная система выведения, применять его отдельные технические заделы было нерентабельно.

Что стало с “Бураном”

Советский шаттл “Буран”: как был создан и закрыт самый грандиозный космический проект

У “Бурана” была печальная судьба. Завершив летную “карьеру”, он переместился на хранение в один из корпусов Байконура. Когда в 2002 г. там обвалилась крыша, корабль был почти полностью уничтожен. У шаттла было еще четыре копии. Все они окончили свой путь по-разному. На одну из них составляли планы по запуску, другая же ушла в музей как экспонат, остальные были утилизированы и даже вывезены на свалку.




Загрузка ...
Интересная Россия
Adblock
detector