Происхождение пилотки в российской армии

В армии Советского Союза, а перед этим и в Красной армии основным головным убором являлась небольшая шапочка, прозванная пилоткой. Сегодня пилотка есть и в форме российской армии, но больше не является там единственным головным убором. Когда-то рядовые солдаты и сержанты носили только эти шапочки, так как это был единственный доступный для них вариант головного убора.

Конечно, пилотку все еще носят. Но теперь данный головной убор больше просто символизирует прошлое. Например, это знак уважения бойцам, сражавшихся с немцами в ВОВ. В те годы пилотка служила роль “подшлемника” – ее носили под каской. Но каково вообще происхождение пилотки?

Сегодня немало людей сознаются, что этот головной убор непрактичен: удобством он не отличается, а от холода не защищает совершенно. Однако с какой стати пилотка столько времени выполняла роль главного атрибута армии, если она является совершенно бесполезным предметом?

Происхождение пилотки

Данное название, как многие наверняка догадываются и сами, произошло от слова “пилот”. Получается, что этот головной убор представлял собой часть формы летчика. И пилотку в 1913 году действительно использовали пилоты в качестве части формы.

Армия России укомплектовалась летчиками еще во второй половине позапрошлого века. Тогда воздухоплавание уже было. Вот только использовались в качестве летательных аппаратов соответствующими воинскими частями пока еще не самолеты, а аэростаты – специальные воздушные шары, привязанные к одному месту. От этого пошло выражение “воздухоплавательные части”, первое слово в котором расшифровывается как “плавание по воздуху”.

Однако буквально в начале прошлого века, в 1912 году, при Генштабе появилась воздухоплавательная часть. Там уже были не только дирижабли и воздушные шары, но даже и первые самолеты. Причем данные самолеты были разработкой русских инженеров.

Разберем головные уборы, носить которые были обязаны летчики того времени. В те годы им для этого требовалось нечто, что будет хорошо держаться на голове при сильном ветре. Это потому, что тогда кабины аэропланов, самолетов того времени, продувались. В полет летчик надевал очки и кожаный шлем. Однако то же самое носить на земле было бы очень неудобным решением.

Ну а в 1913 году, через год после появления аэропланов при Генштабе, в ход ввели ту самую пилотку. Этот головной убор допускалось носить в полете. Однако ее нужно было надевать на аэродроме. Ну а за пределами территории части летчик был обязан носить специальную фуражку.

Происхождение пилотки в российской армии

Пилотка была лучше остальных головных уборов, в основном, тем, что она безо всяких проблем складывалась и укладывалась в карман. Однако данный головной убор получил название “пилотка” уже в советское время. Тогда с шапочек убрали двуглавого орла, вместо которого прикрепили красную звезду.

В те годы пилотки должны были носить военные курсанты. Однако многие советские люди имели представление о происхождении данной шапочки. Это и дало ей название “пилотка”.

Но потом старые модели пилоток из обихода убрали, вместо них ввели новые. Они были темно-зелеными, с красной окантовкой. Еще у них был ремешок, надеваемый под подбородок. Эта деталь позволяла лучше фиксировать шапочку на голове. К тому времени, как началась Великая Отечественная война, пилотки были у каждого солдата каждой части Рабоче-крестьянской Красной армии.

При этом пилотка командира отличалась от шапочек его подчиненных. Также каждый род войск обозначался определенным цветом окантовки, что задало соответствующее различие и пилоткам. У командиров сухопутных частей были пилотки цвета “хаки” (“грязно-серые”), у танкистов они были серые, а у командиров Военно-воздушных сил были синие пилотки.

У рядового состава были простые пилотки цвета хаки. На таком головном уборе не было ни вышитых звезд, ни какой-либо еще “лишней” отделки. Ну а во второй половине тридцатых годов оказалось, что этот головной убор хорош в качестве “подшлемника”. В те годы в ходу были стальные шлемы, причем вообще без подкладки. Неудивительно, что их ношение было далеко не самым приятным делом.

“Предки” пилотки

Происхождение пилотки в российской армии
Шайкача головной убор

Немало людей пытаются изучить происхождение той самой пилотки. Другими словами, какой головной убор оказался ее “прародителем”. Сегодня существует несколько версий на данную тему. Среди них находится версия, что пилотка произошла от шапочки, являвшейся частью формы стрелков из Шотландии. Эта шапочка носила название “гленгарри”. Согласно другой версии, “прародителем” пилотки являлся “шайкач” – шапочка жителя Сербии.

И все же тем, что пилотка складывается, она больше похожа на шотландскую шапочку. Структура сербской слишком жесткая для данной цели.

Получается, что пилотка произошла от “гленгарри”. Вообще-то, как раз от этого головного убора и произошли английские пилотки. Пилотка англичан имеет ту же самую историю, что и ее русский аналог. Вся разница состоит в том, что английская появилась раньше. А так, пилоты Великобритании тоже между полетами носили пилотки.

Также нельзя исключать, что пилотка пришла в Россию из Британии: во времена Николая Второго русский народ много чего перенимал у англичан.

Служба в армии в 2020 году: каковы сроки и будет ли переход на контракт




Загрузка ...
Интересная Россия
Adblock
detector